Как настроить аппаратуру управления для вертолетов

20-09-2016
Чтобы иметь возможность выполнять сложные фигуры пилотажа и удобно управлять вертолетом, следует правильно произвести настройку аппаратуры. Так, для безопасного и комфортного взлета, висения и посадки необходим малый расход шагов в отрицательную сторону и, напротив, большой – в положительную. Для осуществления 3D-пилотажа следует выставить максимальные расходы шага в обоих направлениях. Чтобы выполнить какую-то сложную фигуру, может понадобиться вообще какая-то уникальная настройка.

Решение подобных проблем закладывается практически во все микропроцессорные передатчики в виде различных «полетных режимов». В зависимости от бренда и конструкционных особенностей аппарата настройки могут выполняться по-разному. Все передатчики без исключения позволяют запоминать минимум 3 кривые для каждого режима полета:
  • газа,
  • шага,
  • шага хвостового ротора.

Алгоритм выполнения настройки модели вертолета
Самой важной процедурой в подготовке вертолета к полету является правильная установка углов атаки лопастей. Для осуществления настройки понадобится:
  • модель с грамотно налаженной механикой;
  • транспортир, а лучше – измерительная линейка;
  • аппаратура радиоуправления;
  • DSC-кабель для прямого подсоединения приемника к аппаратуре (позволяет избежать засорение эфира различными помехами).

После того как все подготовлено, можно приступать к настройке углов атаки лопастей. Модель вертолета необходимо установить в такое положение, чтобы лопасти были на уровне глаз, а ротор имел возможность свободного вращения. Далее закрепляем сервоось таким образом, чтобы она была перпендикулярна оси ротора и параллельна хвостовой балке. В том случае, если зафиксировать ее не удается, перед каждой настройкой необходимо осуществлять выравнивание заново.
После этого прикладываем транспортир или линейку на лопасть. Если последняя является деревянной, то устанавливаем измерительный прибор на расстоянии 8 см от комля. Если же лопасть выполнена из карбона или пластика, транспортир следует приложить на дистанции 8 см от конца лопасти. Это условие продиктовано тем, что во время полета деревянные элементы меняют свою крутку. В результате определить точный уголь по кончику лопасти не представляется возможным. Карбоновые элементы в свою очередь характеризуются конструктивной круткой, которую обязательно следует учитывать при настройке.

На следующем этапе следует убедиться в правильности сборки механики. При установке ручки газа в среднее положение и кривой шага в ноль градусов линейка также должна показывать угол в ноль градусов. Наиболее удобным режимом для этого является Idlel. Теперь поворачиваем ротор и переставляем транспортир для проверки угла атаки противоположной лопасти. В том случае, если он не будет соответствовать нулю, следует начать настройку механики. Чтобы измерить угол, нужно выровнять главную поверхность линейки с сервоосью и посмотреть значение атаки.

Далее необходимо установить газ в минимальное положение и менять кривую шага в заданной точке, пока транспортир не покажет нужный угол. Передвигаем рукоятку газа таким образом, чтобы выбрать люфты. Теперь проводим повторные замеры для каждой заданной точки кривой шага. Если траектория прямолинейная, проверку можно осуществить только в центральной и крайних точках.

После завершения установки углов кривой шага следует приступать к настройке кривой газа. Проверить ее правильность возможно только во время полета. По-другому никак. Необходимо обратить внимание на правильность совершения движения иглы карбюратора. Особенно это актуально при 3D-настройках. Напоследок, если требуется, осуществляем настройку прочих режимов полета. Обязательно проверяем углы атаки обеих лопастей.

Важные выводы
  1. Различные режимы полета предназначены для упрощения пилотирования вертолета.
  2. Количество режимов полета может быть таким, какое требуется оператору: от одного стандартного до максимально поддерживаемого количества аппаратурой.
  3. Нельзя запускать двигатель, когда кривая газа при минимальном положении ручки находится не на нуле. Также нельзя останавливать рукой ротор, поскольку двигатель будет пытаться его раскручивать. Попытка завести мотор в этом режиме может привести к серьезным травмам для оператора и непоправимым разрушениям для модели вертолета.
  4. Не существует четко определенных режимов полета. Их характеристики полностью зависят от настроенных кривых шага и газа, а также от индивидуальных предпочтений пилота.
  5. Настройка режимов полета является важнейшей процедурой, которой следует уделять повышенное внимание.

Для измерения углов рекомендуется использовать только специально предназначенные линейки.

▲ Вверх