Как ухаживать за коллекторным электромотором

17-10-2016
Чтобы электромотор всегда обеспечивал высокую производительность, его нужно правильно обслуживать. Естественно, что речь идет о серьезных двигателях для соревновательной техники, а не об одноразовых агрегатах стоимостью до 10 долларов.

Детали любого двигателя со временем изнашиваются, что приводит к снижению его рабочих характеристик. Новый хороший электромотор стоит дорого, поэтому моделисты прикладывают усилия для продления его ресурса.

Поддержание чистоты

Двигатель рекомендуется очищать после каждой гонки. Грязь со щеток и коллектора удобно удалять щеточкой из стеклоткани. Ротор в процессе лучше вращать с помощью какой-нибудь шестеренки.
После очистки щеток и коллектора мотор промывается спреем. Это делается для удаления скопившейся внутри него пыли. Щетки устанавливаются на место, втулки смазываются маслом, и производится прикатка. Двигатель при этом не нагружается. После прикатки щетки и коллектор еще раз очищаются.

Смазка щеток и коллектора

Для этого используются специальные смазки, которые заметно улучшают характеристики электромотора. По составу они ближе всего к присадкам к маслу для ДВС. Естественно, что смазку для втулок капать на коллектор нельзя.

Использование таких составов требует обязательной промывки двигателя после каждого заезда. Если этого не сделать, то рабочие характеристики в следующий раз ухудшатся. Это достаточно трудоемкое занятие, поэтому многие применяют смазку только во время соревнований, а на тренировках обходятся без нее.

Замена щеток

Эту процедуру придется проводить регулярно. Длительность эксплуатации щеток продолжает оставаться дискуссионным вопросом у моделистов. В спортивных состязаниях практически никто не использует больше половины длины щеток. Можно производить замену и раньше. Здесь все определяется личным опытом и предпочтениями.

Провода щеток обычно для уменьшения потери энергии припаиваются к находящимся на задней крышке контактам. На маломощных электродвигателях может использоваться механическое соединение в виде прижимного винта.

После замены щеток выполняется все та же процедура прикатки.

Проточка коллектора

Коллектор в процессе работы покрывается нагаром, для удаления которого проводится процедура проточки на специальном станке. Необходимость этой операции определяется визуально. В условиях соревнований проточка выполняется через каждые 2–10 заездов. Здесь все определяется характеристиками двигателя и щеток, а также условиями эксплуатации. Для мощных моторов проточка требуется чаще. Станки для выполнения этой процедуры продаются в хобби-магазинах. Их цена составляет 150–250 долларов и зависит от производителя, комплектации и функциональности. Можно протачивать коллекторы и на обычном токарном станке. Однако все же эту процедуру удобнее производить у себя дома, на собственном рабочем столе.

Перед проточкой коллектора необходимо разобрать мотор, то есть снять щетки, открутить заднюю крышку и извлечь ротор с остальными элементами. Протачиваемая деталь устанавливается на станок. В места вращения ротора нужно накапать немного масла.

После включения станка коллектор закрашивается черным маркером. Это нужно для легкого определения непроточенных участков. Резцом с добавлением масла снимается тонкий слой материала — не более 0,05 мм за один проход. Проточка осуществляется до исчезновения всех следов от маркера. При последнем проходе резец медленно проводится по нескольку раз в оба конца.
После снятия ротора со станка удаляется весь мусор, попавший между частями коллектора. Проточку желательно сопровождать заменой щеток или обновлением их поверхности на специальном оборудовании.

Проверка коллектора

Дешевые моторы часто комплектуются неидеальными коллекторами. Кроме этого, данный элемент может оказаться неровным в результате неудачной проточки. Проверка осуществляется достаточно просто. Для этого на мотор подается питание в 4 В и производится легкое прижатие щеток. Если появляется вибрация, сопровождающаяся увеличением оборотов, то можно говорить о неровности коллектора.

Ситуация может быть исправлена за счет новой проточки детали. Однако здесь нужно быть уверенными в том, что кривизна появилась не из-за каких-то проблем со станком. Другой вариант устранения данного недостатка — это установка более жестких прижимных пружин.

Выводы

В статье приведены практически все нюансы, которые нужно знать продвинутому моделисту, желающему самостоятельно заниматься обслуживанием коллекторных электродвигателей. Мы не разобрали лишь те вопросы, которые касаются подбора прижимных пружин и щеток. Их из-за обширности материала необходимо вынести в отдельную статью.

▲ Вверх