Хобби, связанное с радиоуправляемыми самолетами, становится все более популярным, и из простых хрупких игрушек они превратились в «серьезные» летательные аппараты с широким функционалом, построенные на базе новейших технологий и ударопрочных материалов. Но нужно ли все это начинающему пилоту? Стоит ли переплачивать, если у вас совсем нет опыта и это первая модель на радиоуправлении? Давайте разберемся, какие критерии нужно учитывать при выборе и что в приоритете.
Тип двигателя
- Электродвигатель. Есть коллекторные и бесколлекторные модификации. Сюда же входят импеллерные самолеты.
- Двигатель внутреннего сгорания. Тоже есть классификация по типу топлива: на бензине и на нитротопливе.
- Реактивный двигатель. В продаже это редкость. Они с максимальной точностью копируют реальный прототип, но и в эксплуатации очень сложные. Поэтому у них небольшой процент на рынке в сравнении с двумя другими категориями.
Для начинающего пилота больше подходят радиоуправляемые самолеты с электрическим двигателем. Во-первых, они дешевле, а во-вторых, неприхотливы в эксплуатации.
Массогабаритные характеристики
По размаху крыла все самолеты на радиоуправлении можно условно поделить на три категории:
- мини — до 80 см;
- средние — 80–150 см;
- большие (огромные) — более 150 см.
Чем больше размах и сам размер крыльев, тем стабильнее самолет ведет себя в воздухе и лучше планирует. Но важно учитывать еще и вес. Чем он больше, тем выше минимальная скорость, а значит, посадить его будет сложнее, а для взлета и вовсе потребуется длинная взлетно-посадочная полоса. Поэтому первым делом стоит определиться, где именно и как вы будете запускать радиоуправляемый аппарат.
Если у вас есть хоть какой-то опыт, рекомендуем модель со средним размахом крыла. Потому что они и выглядят реалистичнее, и на расстоянии лучше видны. Так что вы не упустите самолет из виду. А еще средние аппараты демонстрируют хорошую стабильность в полете и достаточно плавно маневрируют, что делает управление более удобным.
Если опыт отсутствует, лучше остановиться на мини-модели. С ней будет легко в плане транспортировки: и в руках можно донести, и в багажник автомобиля без проблем поместится. Для запуска достаточно небольшой асфальтированной площадки или даже поля. И за счет небольшой массы снижается риск фатального повреждения при столкновении с землей или другим препятствием.
На заметку: в сильный ветер будет сложно справиться с любой моделью, независимо от класса. Поэтому в плохую погоду стоит отложить полеты и не рисковать техникой.
Класс модели
- Начальный уровень — самолеты-тренеры. Такие модели часто имеют верхнее расположение крыла и хорошо планируют в воздухе. Узлы конструкции особо прочные, поэтому устойчивы к ударным нагрузкам при жестких посадках и экстремальных падениях, которые неизбежны, если пилот только начинает осваивать первые навыки. Винт отстегивается и при ударе обычно сам слетает с фюзеляжа. Шасси тоже съемные.
- Средний уровень — гоночные, пилотажные, импеллерные. Для перехода на такую технику нужно уже иметь опыт, поэтому начальный уровень обязательно необходимо пройти. Иначе это просто риск для техники и для бюджета начинающего пилота.
- Профессиональный уровень — копийные с большим размахом крыльев. Чтобы приобрести такой самолет, нужно иметь опыт не только пилотирования, но и проектирования. Поскольку их постройка — процесс длительный и кропотливый со своими нюансами.
Начальный уровень не зря так назван, с него и стоит начинать новичкам, чтобы облегчить себе жизнь и освоение необходимых навыков, а потом уже постепенно переходить к моделям посложнее.
Число каналов на пульте
Базовый вариант для радиоуправляемых самолетов — 4 канала (руль высоты, газ, руль направления, элероны). Есть на рынке и 3-канальные модели, в которых не предусмотрены руль управления и элероны. Управлять ими, конечно, проще, но и научиться чему-то интересному вряд ли получится. Существуют и более сложные модификации с 5–8 каналами. К базовому набору в них добавляются закрывающиеся шасси, закрылки и другие опции.
Если вы относитесь к своему хобби серьезно и планируете совершенствовать мастерство, то советуем начинать с 4-канальной модели, чтобы получить базу для отработки навыков управления более сложными летательными аппаратами в дальнейшем.
Комплектация
RTF
Самая популярная комплектация у новичков. В коробке есть все необходимое для немедленного запуска: сам самолет, аккумулятор, аппаратура, зарядное устройство. Распаковываете и отправляетесь на взлет.
ARF или PNP
Почти готовый к запуску самолет. В коробке поставляются фюзеляж, крыло, стабилизатор в разобранном виде, и, прежде чем удастся взлететь, их нужно корректно собрать в единую конструкцию. В зависимости от уровня мастерства и сложности модели на это может уйти от нескольких минут до нескольких часов. А вот электронику в ARF необходимо докупать отдельно. В случае с PNP в комплекте нет аппаратуры с приемником, аккумулятора и зарядного устройства. В нашем каталоге все эти комплектующие есть, поэтому можно сразу купить летательный аппарат и необходимые детали для итоговой сборки.
KIT
Модель полностью разобрана. Весь процесс сборки осуществляется самостоятельно. И на это уходит довольно много времени. А еще нужен большой опыт и запас терпения. Электроника тоже покупается отдельно. Поэтому такой вариант хорош для увлеченных моделистов, которым нравится не только результат, но и сам процесс постройки самолета, а также широкие возможности для модернизации.
Для начинающих комплектация RTF идеальна, ведь главное — получить начальные навыки пилотирования и обращения с техникой на радиоуправлении, оценить ее особенности, а расширить свои познания и умения вы всегда успеете.
Общие рекомендации для новичков
- Попробуйте начать обучение с авиасимуляторов. Там можно выбрать любую модель самолета из списка и потренироваться в пилотировании. Симулятор полностью копирует систему управления настоящими аппаратами.
- Первый радиоуправляемый самолет выбирайте среди вариантов малых и средних размеров. Не замахивайтесь сразу на большой, даже если он очень нравится визуально и по набору функций. С ним могут справиться только опытные пилоты.
- Присмотритесь к самолетам со специальным функционалом для новичков. В их числе система стабилизации, упрощающая управление, верхнее расположение крыла, отстегивающийся винт и другие конструкторские решения.
- Выполняйте учебные полеты только в безветренную погоду. Площадку выбирайте обязательно открытую и желательно просторную, без рельефных и прочих препятствий, чтобы можно было и взлететь, и сесть без проблем.
Если нужен совет опытного эксперта, позвоните нам. Расскажем обо всех особенностях моделей в каталоге, поможем подобрать подходящую и по характеристикам, и по бюджету, поделимся собственным реальным опытом, чтобы вы могли избежать распространенных ошибок в обращении с радиоуправляемой техникой. При необходимости предложим запчасти, аксессуары и тюнинг для модели. С правильно подобранным самолетом вы получите от хобби только лучшие впечатления, а не разочарование.