Как выбрать радиоуправляемую модель?

06-06-2012
1.Введение. 
В этой статье мы расскажем о некоторых общих принципах работы радиоуправляемых автомобилей, а также об элементах, которые необходимы для их дальнейшей эксплуатации.

2. Типы радиоуправляемых автомоделей.

Изделия классифицируются:

  • по масштабу (1:8, 1:10 и 1:12);
  • типу двигателя (электродвигатели, работающие от батарей; двигатели внутреннего сгорания, работающие на топливе);
  • типу шасси («Формула-1», шоссейное, багги, монстры, траки).
Давайте рассмотрим каждый пункт подробнее.

http://toy-today.ru/images/upload/002_s.gif

Масштаб.

Наиболее часто производители делают автомобили в масштабе 1:8 и 1:10, реже 1:12. Не так давно стали выпускаться и уже пользуются большой популярностью модели в масштабе 1:18 (шоссейные машины, монстры). Самый большой масштаб для радиоуправляемых автомобилей – 1:5, такие варианты достигают длины в один метр и используют бензиновый двигатель.

http://toy-today.ru/images/upload/002_s2.jpg 


Тип двигателя.

Машины могут иметь электродвигатель или ДВС.

Двигатели внутреннего сгорания работают на топливе, основой которого является метанол с добавлением нитрометана и масла. Лучше всего ваша модель будет ездить на качественном импортном топливе, тогда и мотор, и вся топливная система будут работать хорошо и прослужат долго. ДВС делятся на несколько классов по рабочему объему:

  • 12-й класс – шоссейные модели масштаба 1:10 с объемом двигателя 2,11 куб. см;
  • 15-й класс – траки, багги, монстры (1:10), с рабочим объемом двигателя 2,5 куб. см;
  • 18-й класс – багги, траки, монстры масштабом 1:10 с двигателем, рабочий объем которого составляет 3,0 куб. см;
  • 21-й класс – шоссейные, багги и монстры (1:8), объем двигателя – 3,5 куб. см;
  • 25-й класс – багги и монстры масштабом 1:8, с двигателем 4,1 куб. см.
В названии классов производители решили использовать американскую классификацию, которая определяет объем двигателя в дюймах. Так, к примеру, 21-й класс означает, что объем двигателя данной модели равен 0,15 куб. дюймов. Если дюймы пересчитать в сантиметры, то получится 3,5 куб. см.

Чем выше класс, тем больше рабочий объем двигателя у модели и тем выше мощность. К примеру, мощность двигателя 15-го класса колеблется от 0,6 до 1,2 л. с., а двигатели 25-го класса уже имеют мощность в 2,5 л. с. и больше.

Электродвигатели на радиоуправляемых автомобилях работают от батарей в 7,2 V и больше. В основном это спаянные между собой элементы по 1,2 V. 

Электродвигатели классифицируются по количеству витков в обмотке – от 10 до 24. Чем меньше витков в двигателе, тем он мощнее.

Тип шасси.

Шасси автомобиля – это его основа. На нем закреплены все важные элементы – двигатель, приемник, прочая электроника. Шасси различаются в зависимости от целей и области применения:

  • Типа «Формула-1» – предназначены для гонок по ровной поверхности и развития большой скорости. Заднеприводные, хотя встречаются модели и с полным приводом.
  • Багги – предназначены для гонок по бездорожью, также автомобили с таким типом шасси могут прыгать с трамплинов. Привод – полный или задний.
  • Траки – в основном похожи на траки, но с большим дорожным просветом и колесами побольше. Привод – задний или полный.
  • Монстры – с огромными колесами. Автомобили на этом шасси могут преодолевать любые препятствия и ездить практически по любой поверхности. Большой ход подвески позволяет им прыгать с любых трамплинов. Привод – задний или полный.
  • Шоссейное  – предназначено для езды по ровной поверхности, машина обладает высокой скоростью движения и отличной управляемостью. Привод полный, изредка выпускаются варианты только с задним приводом.

http://toy-today.ru/images/upload/004_s2.jpg 

3. Сравнение электродвигателей и ДВС.

Прежде чем сделать выбор, взвесьте все за и против. Если вы правильно оцените недостатки и достоинства моделей с ДВС или электродвигателем, то потратите свои деньги рационально и впоследствии избежите проблем и разочарований.

ДВС.

Большинство моделей, оснащенных ДВС, мощнее машин с электродвигателем и развивают скорость до 70-80 км/ч. Как бы там ни было, но при аварии на такой скорости радиоуправляемый автомобиль может полностью разбиться, что приведет к дорогостоящему ремонту.

Двигатели внутреннего сгорания бывают одноцилиндровые, двухтактные, а это говорит о том, что для них необходимо специальное топливо. Для своей игрушки вам постоянно придется его покупать, стоимость 4-литровой канистры будет в пределах 45 долларов. Плюс моделей с ДВС в том, что вы не зависите от времени зарядки аккумуляторов – главное, чтобы канистра с топливом всегда была под рукой. Они обойдутся несколько дороже своих собратьев с электродвигателями из-за высокой стоимости самого двигателя. Еще один плюс – это реальный звук движения настоящего автомобиля.

Электродвигатель.

Главный минус в том, что быстро садится аккумулятор. Вряд ли вам удастся управлять своей игрушкой больше 15 минут на одной зарядке. Но во всем остальном, кроме малого времени езды и меньшей скорости, модели автомобилей с электродвигателем лучше. Основные преимущества – это экологичность и тишина, а также лучшее ускорение с места по сравнению с моделями, оснащенными ДВС.

Если вы приобрели автомобиль с электродвигателем, то вам придется докупить зарядное устройство и еще один комплект аккумуляторных батарей. Естественно, чем лучше аккумуляторы и чем большей емкостью они обладают, тем дороже стоят. Зарядные устройства могут работать от 12 V, от 220 V.

4. Аппаратура для радиоуправления.

Не так важно, в каком масштабе будет ваша модель или какой у нее будет тип шасси, в любом случае вам понадобится система радиоуправления. Многие производители выпускают модели в форме Ready To Run (RTR) – то есть готовые к использованию прямо из упаковки. Они уже собраны, имеют все необходимое. Но некоторые варианты все-таки продаются в разобранном виде, и часть аксессуаров вам придется покупать дополнительно. Давайте рассмотрим принцип управления вашей игрушкой.

Система радиоуправления автомобилем с электрическим двигателем:

http://toy-today.ru/images/upload/009_s2.jpg


  1. Когда вы поворачиваете рулевое колесо на пульте или нажимаете на курок, то сигнал подается на приемник модели.
  2. Получив сигнал, приемник обрабатывает его и подает команду соответствующему устройству автомобиля.
  3. Если вы повернете рулевое колесо на пульте, то приемник передаст сигнал «серво-1» и заставит его повернуть в нужную сторону. Поворот колес происходит с помощью системы тяг.
  4. Если вы нажимаете на курок, то приемник посылает сигнал на регулятор скорости.
  5. Регулятор скорости предназначен для того, чтобы менять обороты электродвигателя, тем самым увеличивая скорость модели посредством ременной или карданной передачи.
  6. Аккумуляторные батареи необходимы для питания мотора, сервомашинки, приемника и регулятора скорости. Если на радиоуправляемой модели установлен электронный регулятор скорости, то аккумуляторные батареи подключаются непосредственно к нему. Регулятор распределяет питание на мотор, серво и приемник.
Система радиоуправления автомобилем с двигателем внутреннего сгорания:

http://toy-today.ru/images/upload/010_s2.gif

  1. Когда вы поворачиваете рулевое колесо на пульте или нажимаете на курок, то сигнал подается на приемник модели.
  2. Получив сигнал, приемник обрабатывает его и подает команду соответствующему устройству.
  3. Если вы повернете рулевое колесо на пульте, то приемник передаст сигнал «серво-1» и заставит его повернуть в нужную сторону. Поворот колес модели происходит с помощью системы тяг.
  4. Если вы нажимаете на курок, то приемник посылает сигнал на «серво-2».
  5. Обороты двигателя и скорость модели меняются с помощью «серво-2», которая двигает заслонки карбюратора и меняет поток смеси воздуха и топлива.
  6. Аккумуляторные батареи необходимы для питания приемника, «серво-1» и «серво-2».
Показанные на рисунке элементы являются полным списком необходимого для радиоуправляемой модели. Во многих случаях регуляторы скорости продаются отдельно, а пульт управления, приемное устройство, две сервомашинки можно купить как в комплекте, так и по отдельности.

5. Аккумуляторы для моделей.

Если вы решились на покупку радиоуправляемой модели с электродвигателем, то вам понадобятся аккумуляторные батареи. Обычно во многих моделях используются спаянные из 6 элементов батареи по 1,2 V. На сегодняшний день распространение получили никель-металлгидридные и никель-кадмиевые варианты, которые друг перед другом имеют как свои преимущества, так и недостатки. Никель-металлгидридные не обладают «эффектом памяти» и позволяют получить большую емкость.

Характеристики батареи.

Батареи для радиоуправляемой модели можно охарактеризовать по следующим параметрам: внутреннее сопротивление, ток разряда, среднее напряжение и прочие. Точные значения этих показателей и дорогие аккумуляторы необходимы для серьезных соревнований, а для любительских гонок и для своего хобби на этих параметрах можно не заострять внимание и покупать батареи, более доступные по цене. Важной характеристикой для аккумуляторов является их тип – NiCd или NiMH. Не менее значимый параметр – емкость. Чем она больше, тем больше времени ваш автомобиль будет в движении.

Сколько необходимо батарей для машины?

Для начала стоит купить 2-4 батареи, что позволит вашему автомобилю ездить немного больше. Что касается емкости, то лучше всего подойдут аккумуляторы на 2700 mAh.

6. Топливо для радиоуправляемых моделей с ДВС.

Автомобили с двигателями внутреннего сгорания не работают на обыкновенном бензине. Для них требуется специальное топливо, основой которого служит метанол с добавлением масла и нитрометана. Последний необходим для повышения отдачи двигателя, его содержание в топливе составляет от 16 до 25 %. Масло нужно для смазки двигателя и его защиты от повреждений. Обычно на канистрах с топливом указывают содержание нитрометана, масла и то, для какого типа моделей оно предназначено.

7. Типы кузова.

Кузова для радиоуправляемых автомобилей изготавливают из поликарбоната. Данный материал  достаточно легкий, эластичный и прочный, не ломается при ударах. Модели могут продаваться как с кузовом, так и без него. В любое время можно приобрести кузов, выбрав из огромного числа копий реальных автомобилей. Продаются как прозрачные, так и покрашенные варианты. Не покрашенные кузова красят специальной краской, предназначенной для поликарбоната, изнутри. Ее можно приобрести в любом магазине для радиоуправляемых моделей.

http://toy-today.ru/images/upload/011_s2.jpg +  = 

Кузова разных производителей отличаются друг от друга, некоторые полностью копируют реальную машину, но при этом остаются хрупкими. Другие производители выпускают модели, которые менее детализированы, но эластичны и устойчивы к ударам. Если вы новичок в моделизме, то выбирайте эластичные кузова, потому что на первых порах аварии неизбежны и будут происходить с вашей машиной чаще, чем вы думаете.


8. Список необходимых компонентов для автомобиля.


И в самом конце статьи мы перечислим то, что входит в комплект радиоуправляемой модели для ее полноценного старта, функционирования и обслуживания.

Для машины с электродвигателем вам понадобится:

  • шасси с двигателем;
  • кузов;
  • блок радиоуправления – пульт, приемник, серво;
  • регулятор скорости (зависит от мотора модели);
  • аккумуляторные батареи;
  • зарядное устройство;
  • краска для кузова.

Для радиоуправляемой модели с ДВС:

  • шасси с двигателем;
  • кузов;
  • блок радиоуправления – пульт, приемник, серво;
  • аккумуляторные батареи – 4 шт. (для приемника и сервомашинок);
  • топливо;
  • специальная бутылочка для заправки;
  • устройство для накала свечи;
  • краска.
▲ Вверх