Обкатка и настройка двигателя радиоуправляемой модели

До запуска радиоуправляемой модели

Очень важно! Наберитесь терпения и запланируйте первый день на изучение принципов работы модели, обкатку и настройку. Модели с ДВС не имеют ничего общего с игрушечными машинками. В первую очередь, это хобби, которое предполагает владение определенными навыками. Во-вторых, это спортивные автомодели, которые способны ездить в достаточно жестких условиях, но это также требует понимания их устройства, принципов работы и обслуживания. При этом устройство модели с ДВС, ее обкатка и настройка не являются чем-то сложным — с этим вполне разберется ребенок в возрасте 14 лет. Тем не менее это потребует определенного времени. Также, даже если вам удалось обкатать двигатель за 1 час, не спешите в первый же день гонять на машине на больших скоростях. Скорость и мощность этих моделей требуют определенных навыков в управлении.

Очень важно! Прочитайте инструкцию к вашей модели. Проверьте крепление всех основных узлов и затяжку винтов. При транспортировке винты могут ослабнуть. В первую очередь стоит проверить: винт крепления колокола сцепления, винты крепления радиатора, винты крепления выхлопной трубы, винты крепления двигателя.

Очень важно! Найдите карбюратор на вашем шасси, все регулировочные винты (игла высоких оборотов, игла низких оборотов, упорный винт регулировки холостого хода) и дроссельную заслонку. Последнюю вы сможете увидеть, только если снимете воздушный фильтр вместе с патрубком.

Очень важно! Разберитесь с принципом работы и функцией карбюратора. От настройки карбюратора зависит работа двигателя. Вам как минимум необходимо знать о следующих понятиях:

— работа двигателяПо сути, принцип очень простой: в камере сгорания воспламеняется топливно-воздушная смесь, возникающая при этом энергия толкает поршень. Для работы двигателя требуется всего два компонента — топливно-воздушная смесь и свеча накала для ее воспламенения. Конечно, есть и другие факторы, например компрессия, компоненты топлива и т. п., но они определяют качество работы двигателя, а для запуска достаточно подать топливную смесь и обеспечить качественный накал свечи;
— функция карбюратора — смешивание воздуха с топливом и подача этой топливно-воздушной смеси в камеру сгорания. От соотношения долей воздуха (кислорода) и топлива в смеси зависит работа двигателя. Соотношение регулируется иглами высоких и низких оборотов. Дроссель регулирует объем смеси, подаваемой в двигатель, открывая и прикрывая карбюратор, тем самым определяя обороты двигателя;
игла высоких оборотовОпределяет долю топлива в топливно-воздушной смеси. При повороте иглы по часовой стрелке происходит уменьшение доли топлива/обеднение смеси (рост воспламеняемости смеси и температуры двигателя за счет увеличения доли кислорода), против часовой стрелки — увеличение доли топлива/обогащение смеси (уменьшение воспламеняемости и температуры двигателя за счет уменьшения доли кислорода);
игла низких оборотовДополнительно ограничивает долю топлива в топливно-воздушной смеси на низких оборотах двигателя. Как правило, нет необходимости в ее регулировке, и она остается в заводском положении. Поворот иглы по часовой стрелке уменьшает долю топлива, против часовой стрелки — увеличивает долю топлива (только в диапазоне холостой ход — средние обороты);
упорный винт регулировки холостого хода. Определяет минимальный зазор, на который может закрываться карбюратор на холостых оборотах и при нажатии на тормоз. По сути, дроссельная заслонка упирается в этот винт, и он не дает ей закрыться полностью, а двигателю — заглохнуть. Поворот винта по часовой стрелке — увеличение минимального зазора, против часовой стрелки — уменьшение.

Очень важно! Не меняйте заводские настройки карбюратора перед первым запуском двигателя. Можете сделать это, если только уверены, что настройки карбюратора отличаются от указанного производителем режима обкатки. Также помните, что заводские настройки (режим обкатки) — это базовая настройка двигателя, и вы всегда можете к ней вернуться, если, например, сбились или не получается настроить двигатель. Базовые настройки обеспечивают наиболее безопасный режим работы двигателя. За счет того, что топливная смесь максимально обогащена, двигатель лучше смазывается, охлаждается и не развивает полную мощность. Именно поэтому новый двигатель должен отработать как минимум один бак в этом режиме. Также для данного режима характерно то, что двигатель склонен к переливу, то есть из-за большой доли топлива (относительно воздуха) топливно-воздушная смесь не успевает полностью сгореть в камере сгорания, вследствие чего двигатель глохнет.

Очень важно! Хорошо зарядите накал свечи. Проверьте свечу: выкрутите ее из двигателя, подсоедините к накалу свечи и убедитесь, что спираль накаляется.

Зарядите аккумуляторы шасси и пульта управления.

Заправьте топливо.

Приготовьте инфракрасный термометр. Использование термометра не обязательно, но крайне рекомендуется при отсутствии навыков работы с ДВС. С его помощью вы сможете легко и быстро снимать температуру двигателя, тем самым контролируя корректность ваших настроек. При этом вы сможете понять, какие корректировки в настройках вам нужно сделать, т. к. температура работы двигателя — основной показатель правильности настроек.

Запуск двигателярадиоуправляемой модели

Запуск двигателя (тем более необкатанного) рекомендуется осуществлять при температуре порядка +22 °С. Если температура воздуха ниже, рекомендуется перед запуском подержать шасси в помещении или автомобиле.

Включите питание на пульте управления, затем на шасси. Проверьте связь пульта и модели: нажмите на курок газа и поверните рулевое колесо — рычаги дроссельной заслонки и рулевого управления должны реагировать.

Подкачайте топливо в карбюраторспециальной помпой на топливном баке (если имеется)или закройте выхлопную трубу и несколько раз дерните пулл-стартер (или запустите ротостартер) до тех пор, пока топливо не начнет поступать по топливопроводу в карбюратор. Важно! Не перестарайтесь — избыток топлива осложнит запуск двигателя.

Убедитесь, что нейтральное положение дроссельной заслонки не ограничивается триммером газа на пульте управления. Дроссельная заслонка в нейтральном положении должна ограничиваться упорным винтом карбюратора. Проверить просто — при нажатии на тормоз тяга дроссельной заслонки остается на месте, при этом в нейтральном положении тормоз не задействован, то есть включается только при отведении курка газа в положение тормоза. Также ориентируйтесь на схему качалки и рычагов газа/тормоза в нейтральном положении, приведенную в инструкции к вашей модели. 

  1. Подключите накал к свече, убедитесь, что контакт хороший. Если на вашем накаливателе есть индикатор исправности свечи, убедитесь, что он показывает положительное значение.
  2. Запустите двигатель с помощью пулл-стартера (или ротостартера). Необкатанный двигатель может не запускаться с первого раза — это нормально, сделайте несколько попыток.

Если двигатель не удается запустить:

Приоткройте дроссельную заслонку перед запуском. Например, поверните триммер газа на пульте управления так, чтобы тяга дроссельной заслонки немного отодвинулась и приоткрыла ее. Запустите двигатель. Внимание!Будьте готовы сразу после запуска двигателя вернуть триммер газа в прежнее положение, т. к. двигатель сразу начнет работать на высоких оборотах.

Убедитесь, что двигатель не перелит топливом: в процессе запуска в камеру сгорания могло поступить слишком много топливной смеси. В этом случае пулл-стартер будет ходить туго. Вам нужно выкрутить свечу, просушить ее и извлечь из двигателя излишки топлива — дергайте пулл-стартер до тех пор, пока из двигателя не перестанут идти брызги топлива. Закрутите свечу и запустите двигатель.

Обкатка двигателярадиоуправляемой модели

  1. Очень важно! Необкатанный двигатель может работать нестабильно, плохо заводиться, глохнуть. Это нормально. Только после полной обкатки он сможет работать в нормальном режиме. Обкатка необходима для приработки деталей двигателя и может занять от 3 до 5 баков топлива.
  2. Очень важно! До полной обкатки двигатель нельзя нагружать, позволять работать на высоких оборотах более 2 секунд, перегревать (более +120°С). Это может привести к неправильной приработке деталей, осложнить дальнейшую настройку, снизить мощность и стабильность работы. В процессе обкатки ваша задачапостепеннонастроить карбюратор на нормальный рабочий режим, когда двигатель будет работать стабильно, обеспечивать максимальную мощность и динамику.
  3. Очень важно! Обкатка должна выполняться в соответствии с инструкцией производителя к конкретной модели. Ниже изложены общие принципы обкатки моделей с ДВС.

    Обкатка. Цикл первый (первый бак).

  1. Поставьте модель на подставку так, чтобы все колеса свободно вращались в воздухе. Примечание: расположение шасси на подставке не обязательно, это необходимо для облегчения процесса обкатки для новичков: в этом случае модель от вас не уедет, даже если холостой ход будет настроен неправильно.
  2. Запустите двигатель.
  3. Дайте двигателю отработать на заводских настройках 1 бак топлива. При этом он должен работать на холостых оборотах. Если глохнет — запускайте опять.
  4. При работе двигателя из выхлопной трубы будет идти густой дым и капать неотработанное масло. Так и должно быть, т.к. режим обкатки заключается в максимально богатой (высокая доля топлива относительно доли воздуха) топливной смеси, подаваемой в двигатель.
  5. Заглушите двигатель.
  6. Убедитесь, что поршень находится в нижней точке. Для этого покрутите маховик сцепления (нижняя точка там, где маховик вращается легче всего).
  7. Дайте остыть двигателю 10-15 минут. При этом не допускайте резкого охлаждения (если температура воздуха менее +10 °С).
  8. Обедните смесь, повернув основную иглу (высоких оборотов) по часовой стрелке на 1/8 оборота.


Обкатка. Цикл второй (второй бак).

  1. Запустите двигатель. Приподнимите модель над землей и плавно нажмите на газ, разогнав двигатель до средних оборотов на 1 секунду, сделайте это несколько раз. Это позволит вывести излишки отработанного масла.
  2. Дайте отработать 90 % бака топлива.
  3. Заглушите двигатель. Опустите поршень в нижнюю точку. Дайте остыть.
  4. Обедните смесь, повернув основную иглу по часовой стрелке на 1/8 оборота.


Обкатка. Цикл третий (третий бак).

  1. Запустите двигатель. Приподнимите модель над землей и плавно нажмите на газ, разогнав двигатель до средних оборотов на 1 секунду, сделайте это несколько раз. Это позволит вывести из двигателя излишки отработанного масла.
  2. Поставьте машину на ровный асфальт на большой площадке без препятствий.
  3. Запустите двигатель, дайте отработать 90 % бака топлива. При этом катайтесь по кругу на минимальной скорости. Не переходите на высокие обороты. Если при открытии дросселя (при нажатии на курок газа) двигатель глохнет, продолжайте обкатку на холостых оборотах, на подставке или на асфальте.
  4. Заглушите двигатель. Опустите поршень в нижнее положение. Дайте остыть.
  5. Обедните смесь, повернув основную иглу на 1/8 оборота.

    Обкатка. Цикл четвертый (четвертый бак).

  1. Запустите двигатель, дайте отработать 90 % бака топлива. При этом катайтесь по кругу на минимальной скорости, периодически немного ускоряясь. Двигатель не должен переходить на высокие обороты.
  2. Заглушите двигатель. Опустите поршень в нижнее положение. Дайте остыть.
  3. Обедните смесь, повернув основную иглу на 1/8 оборота.

    Обкатка и настройка. Цикл пятый (пятый бак).

  1. Запустите двигатель. Катайтесь по кругу на небольшой скорости, периодически ускоряйтесь до средних оборотов. Наблюдайте за работой двигателя.


После запуска двигателя машина должна оставаться на месте, не должна набирать скорость или глохнуть, в том числе при нажатии на тормоз. Если машина не держит холостые обороты и глохнет, отрегулируйте холостой ход, увеличив минимальный зазор дросселя упорным винтом. При нажатии на газ двигатель должен сразу реагировать повышением оборотов, при этом из выхлопной трубы должны вырываться голубоватый негустой дым и небольшие капли масла. Если двигатель чутко реагирует на курок газа, машина быстро набирает скорость с места, нормально набирает максимальную скорость, не глохнет (не захлебывается) — оставьте такие настройки и переходите к настройке двигателя.

Если двигатель не сразу реагирует на курок газа, машина плохо разгоняется, из выхлопной трубы идет очень густой дым и много масла, двигатель глохнет (захлебывается) — обедните смесь, повернув основную иглу по часовой стрелке на 1/8 оборота.

Если двигатель плохо заводится, не держит низкие обороты и переходит на высокие, быстро перегревается — обогатите смесь, повернув основную иглу против часовой стрелки на 1/8 оборота.

Итого в процессе обкатки вы должны:

— отработать не менее 4 баков топлива;
— постепенно обеднить смесь, повернув основную иглу по часовой стрелке примерно на 1/2 — 3/4 оборота.

Настройка двигателя радиоуправляемой модели

1.Настройка холостого хода.


a. Убедитесь, что тяга дроссельной заслонки находится в правильном положении в нейтральном состоянии. При нажатии на тормоз дроссельная заслонка должна оставаться на месте. Нейтральное положение должно регулироваться упорным винтом карбюратора.

b. Можете снять воздушный фильтр (вместе с патрубком), чтобы была видна дроссельная заслонка. Убедитесь, что в нейтральном положении карбюратор открыт так, как указано в инструкции производителя к вашей модели (примерно 0,3–0,8 мм, в зависимости от двигателя).

c. Поставьте машину на асфальт. Запустите двигатель.

d. Машина должна стоять на месте, не ускоряться, с работающим двигателем. При этом двигатель не должен глохнуть.

e. Если двигатель глохнет из-за слишком маленьких оборотов, запустите его и очень медленно и аккуратно поворачивайте упорный винт холостого хода по часовой стрелке, тем самым приоткрывая дроссельную заслонку в нейтральном положении. Наблюдайте за работой двигателя. Поворачивайте винт до тех пор, пока обороты не повысятся достаточно для стабильной работы. При этом машина не должна ускоряться и трогаться с места.

f. Если после запуска двигателя машина сразу ускоряется и начинает ехать, постепенно крутите винт против часовой стрелки, тем самым закрывая дроссельную заслонку в нейтральном положении, пока обороты двигателя не уменьшатся и машина не будет стоять на месте без движения.

В результате настройки холостого хода ваша машина при работающем двигателе и нейтральном положении курка газа должна стоять на месте, не ускоряясь. При этом двигатель должен работать стабильно, не глохнуть.

2.Настройка иглы высоких оборотов.


a. Запустите двигатель.

b. Наблюдайте за работой двигателя. Если он быстро реагирует на курок газа, стабильно работает на всех режимах (на средних и высоких оборотах), из выхлопной трубы идет негустой дым — оставьте положение основной иглы без изменений.

c. Если машина медленно разгоняется, глохнет (захлебывается), из выхлопной трубы брызгает масло и выходит густой дым — обедните смесь, повернув основную иглу по часовой стрелке на 1/16 оборота. Проверьте работу двигателя. Если его работа улучшилась, но недостаточно — обедните смесь, повернув основную иглу на 1/18 оборота. Проверьте работу двигателя и продолжите обеднять смесь при необходимости. Важно! 
Чрезмерное обеднение топливной смеси может привести к перегреву двигателя.

d. Если обороты двигателя повышаются сами собой, из выхлопной трубы практически не идут дым и капли масла, двигатель очень сильно нагревается (более +120 °С) — необходимо обогатить смесь. Поверните основную иглу против часовой стрелки на 1/16 оборота. Проверьте работу двигателя. Если его работа улучшилась, но недостаточно — продолжите обогащение смеси, поворачивая основную иглу поэтапно, не более чем на 1/16 оборота за один раз.

В результате настройки основной иглы двигатель должен работать стабильно, быстро реагировать на курок газа, машина должна быстро разгоняться, двигатель не должен глохнуть в процессе езды и перегреваться (нормальная рабочая температура — +110 °С).

3.Настройка иглы низких оборотов.


a. Обычно производителями не рекомендуется менять положение встречной иглы (или иглы низких оборотов). Делайте это, только если уверены, что ее настройка необходима. Она может потребоваться, например, если при резком нажатии на курок газа двигатель глохнет.

b. Настройка встречной иглы производится постепенно, шагами не более 1/16 оборота за один раз.

c. Поверните встречную иглу по часовой стрелке на 1/16 оборота. Проверьте работу двигателя. Если его работа улучшилась, но недостаточно — продолжите поворачивать встречную иглу в том же направлении по 1/16 оборота за один раз. Если работа двигателя ухудшилась — верните встречную иглу в прежнее положение и начните поворачивать против часовой стрелки на 1/16 за один раз.

В результате настройки встречной иглы двигатель должен стабильно работать при переходе с нейтральных оборотов к средним. Машина должна быстро разгоняться с места, при нажатии на курок газа не должно быть провалов в работе двигателя.

▲ Вверх