Особенности 3D-пилотажа

О возможности 3D-пилотажа пишет практически каждый производитель авиамоделей. И в то же время для многих увлеченных моделизмом людей эта дисциплина остается непонятной. В данной статье мы попробуем разобраться в вопросах 3D-пилотирования на уровне новичков или тех, кто только собирается приобрести свою первую модель.

Полеты в 3D предполагают, что самолет выполняет зрелищные фигуры, которые недоступны для обычной техники. Элементарным приемом здесь считается висение в вертикальном положении. Далее происходит повышение сложности фигур, причем никакого ограничения по их количеству не существует. 

В зависание можно отправить любую авиамодель, в том числе тренера. Однако провисеть продолжительное время или выполнить силовую фигуру может только специально созданный для этих целей самолет. 

Основное отличие модели для 3D-пилотирования — сильно развитые рули. У такого самолета руль высоты должен составлять не менее 40–50 % от площади горизонтального оперения. Его отклонение должно равняться 45–55° в каждую сторону. Руль поворота выполняется с аналогичными настройками. На элероны приходится 18–30 % от площади крыла. Их отклонение в каждую сторону составляет 40–55°. 

Особые требования предъявляются и к двигателю такой модели. Это должен быть сверхмощный приемистый агрегат, тяговооруженность которого равна 1,7–2. Данный параметр показывает отношение тяги мотора к весу самолета. Приемистость двигателя обеспечивается использованием винтов с большим диаметром, но меньшим шагом. Данный момент теряет актуальность для моторов выше 50 класса. К примеру, модель 3W 55 прекрасно работает с винтом 22х8. Из-за заметно меньших оборотов пропеллер здесь выступает в качестве маховика. У таких моделей карбюраторы физически не способны готовить стабильную топливовоздушную смесь даже при сохранении одних и тех же оборотов. Тем более они не могут делать этого на всем диапазоне. В связи с этим появляется такое значение, как минимально возможный вес винта. Если данный параметр меньше, чем требуется, двигатель начинает нестабильно работать на низких оборотах. Это становится частой причиной аварий. 

3D-пилотаж как модное явление

Интерес к 3D-пилотированию авиамоделисты проявляют давно. Более того, 2–3 года назад его классический вариант начал терять популярность. Однако 3D-полеты прошлых лет нашли свое отражение в новых пилотажных стилях. Классика практически ушла, но появилось нечто новое. Моделисты занялись свободным исполнением, в котором может присутствовать медленная бочка или плоский штопор, переходящий в какую-нибудь силовую фигуру. 

Пример настроек модели для 3D-пилотирования 

Приведем один из вариантов настроек для полетов в смешанном стиле (3D/IMAC) и чистом 3D. Они даются только для ориентира. Каждый пилот опытным путем выясняет, что будет удобно именно для него. 

Итак, смешанный стиль: 
  • отрицательная экспонента; 
  • элероны — 40–50 %; 
  • руль высоты — 25–35 %; 
  • руль поворота — 40 %. 

Двойные расходы выставляются по всем каналам на 100–110 %. Одинарные — на 40–55 %. 

Чистый 3D-стиль:

положительная экспонента; 
15 % по всем каналам (за исключением газа). 

Расходы по всем каналам выставляются на 120 %. 

При положительных экспонентах чувствительность ручки около нуля уменьшается. Если передвинуть ее на 1–3 мм, то рули отклонятся сначала незначительно, а потом резко пойдут вверх. Это обеспечивает самолету более мягкий полет. 

Некоторые передатчики дают такой эффект при выставлении отрицательной экспоненты. Перед полетом лучше проверить данные настройки посредством небольшого смещения ручки. Если при изменении ее положения на 3–4 мм рули двигаются сильно и резко, то стоит поменять знак экспоненты и повторить проверку. Обычно это исправляет ситуацию. 

Основные фигуры и их краткое описание

Висение 

Самолет зависает в одной точке на винте. Чем ближе он находится к земле, тем зрелищнее получается трюк. 

Фигура выполняется достаточно просто. Когда модель подвешена, ручка элеронов сдвигается немного вправо для компенсации момента винта. Это предотвращает вращение самолета, а значит, вы быстрее поймете то, как нужно управлять рулем высоты и поворота. Зафиксировать модель с помощью ручки газа не получится, ею надо постоянно работать. На усмотрение пилота можно снять трещотку. 

Работать газом нужно правильно. Не стоит постоянно дергать ручку, она нажимается периодически для компенсации снижения модели. 

Висение лучше всего выполнять при минимальном расстоянии между самолетом и пилотом. Это позволит быстрее освоить все тонкости управления. 

Для выхода из зависания нужно добавить газа, модель начнет подниматься вертикально вверх. Если хотите сделать трюк более эффектным, можно добавить элеронов влево — самолет начнет выполнять бочки. 

Силовая бочка 

Авиамодель висит в одной точке и вращается вокруг своей оси. 

Подвешенный самолет сам начинает крутиться по часовой стрелке из-за момента винта. Скорость оборотов можно задавать элеронами. Для поддержания постоянного положения используются рули высоты и направления. Одновременно с этим выполняется работа газом аналогично висению. 

Харриер 

Фигура представляет собой медленный полет со слегка опущенным хвостом. 

Здесь пилоту нужно балансировать тягой и тангажем. Самолету должно хватать подъемной силы для движения в таком необычном положении, и в то же время он не должен разгоняться. Для торможения надо поддерживать оптимальный угол атаки. Пилот при этом работает одновременно всеми рулями для компенсации воздействия ветра. 

Вращающийся харриер 

Самолет летит под углом 45–60 ° и вращается. 

Для выполнения такой фигуры модель переводится в харриер, после чего ручка элеронов смещается в любую сторону. Самолет постоянно поддерживается рулями поворота и высоты, как при силовой бочке. Для выхода из фигуры модель переводится в горизонтальное положение с добавлением газа. 

Вращающийся харриер по кругу 

Самолет летит под углом 45–60 ° и вращается по кругу. 

Делается все то же самое, что и при вращающемся харриере, но полет происходит по окружности. Для получения такой траектории нужно постоянно работать рулем поворота и высоты. 

Полет «на ножке» 

Модель в горизонтальном полете поворачивается на 90 ° (первая четверть бочки, 4 фиксации). В тот же момент руль поворота подается в противоположную элеронам сторону. Самолет переходит в нужное нам положение. Следите за поведением модели и регулируйте его рулем поворота. Если самолет начинает задирать нос и уходить вверх, то газ и отклонения убавляются. При опускании носа эти моменты, соответственно, добавляются. 

Помимо газа и поворотов, придется еще работать элеронами и рулем высоты. Это нужно для компенсации воздействия идущего от винта вращающего момента. Делается тут все достаточно просто. Выкручивание компенсируется элеронами, а руль высоты позволяет сохранить прямой полет. 

Стена 

Самолет движется горизонтально на среднем газу, потом переходит в вертикальное положение и остается в нем. 

При пролете модели мимо пилота руль высоты резко подается на себя с максимальными расходами, нажимается полный газ. В результате самолет принимает вертикальное положение. Газ сбрасывается, модель зависает. Дальше может выполняться висение или силовая бочка. 

The Pogo 

Самолет опускается и поднимается при висении. 

Модель подвешивается и из такого положения взлетает вверх на пару метров. Газ убавляется, самолет начинает снижаться. Когда он опустится до первоначальной высоты, снова добавляются обороты для его остановки. 

Главное при выполнении данной фигуры — плавное движение ручки газа. Она должна перемещаться с минимальной амплитудой. Задача пилота — почувствовать модель. При этом ни в коем случае нельзя сбрасывать газ на ноль. Это приведет к крушению самолета. 

Для выхода из фигуры добавляется газ, модель поднимается вертикально вверх. Для усиления эффекта можно выполнить несколько бочек. 

Мы описали только основные элементы 3D-пилотирования. После их освоения вы сможете открыть для себя множество новых фигур и даже придумать собственные трюки.
▲ Вверх