Обслуживание квадрокоптеров
Вопрос обслуживания квадрокоптера, как и любого другого летательного аппарата, должен быть на первом месте для его владельца. Своевременный сервис снизит риск поломок в воздухе и падений, продлит время полезного использования дрона.
Тот факт, что устройство вернулось без поломок из предыдущего полета, не должен усыплять бдительность владельца. Беспилотник может получить скрытые повреждения в результате накапливающегося износа узлов при эксплуатации либо при перевозке. Например, пилот часто не замечает вовремя, что из-за нарушения геометрии винтов возникли вибрации. А ведь это приведет к возникновению микротрещин в конструкции аппарата. Дальнейшее развитие микроповреждений чревато поломкой или потерей дрона.
Перевозка
Беспилотный аппарат — сложная техническая система, которая требует деликатного обращения ввиду хрупкости облегченной конструкции. Для хранения и перевозки оборудования рекомендуется использовать транспортировочный чемодан. Он надежно защитит дрон от повреждений.
Например, кейс для квадрокоптера Hubsan X4 H502S изготовлен из прочного пластика. Внутри корпус чемодана выстлан мягким материалом для гашения ударов. Имеются полости под аппарат, пульт управления, запасные части.
Проверка перед полетом
Это простая процедура, которую выполняют перед каждым полетом. Квадрокоптер поднимают на небольшую высоту (около 1 м) и держат в режиме зависания 30–60 секунд. При наличии неисправностей они проявят себя, однако их последствия будут менее значимы, чем падение с высоты в несколько десятков метров или потеря дрона при падении в воду. Процесс тестирования занимает всего минуту, но это стоит тех денег, которые могут быть затрачены на ремонт.
Осмотр и проверка аккумуляторов
Источником питания систем радиоуправляемого квадрокоптера являются аккумуляторные батареи LiPo. При выходе их из строя в полете можно легко потерять аппарат. Поэтому необходимо постоянно следить за состоянием батарей, уметь их грамотно заряжать, хранить, разряжать. Важно вовремя избавляться от пришедших в негодность элементов.
Это связано с тем, что ресурс литий-полимерных батарей составляет в среднем 300 циклов.
Вот рекомендации владельцу квадрокоптера о том, как в течение долгого времени безопасно использовать LiPo-аккумуляторы:
- запрещается применение вздутых батарей;
- не рекомендуется покупка бывших в употреблении аккумуляторов: неизвестно как долго и в каких условиях они эксплуатировались;
- обязательно использовать штатное зарядное устройство. Если аккумулятор состоит из нескольких ячеек, необходимо заряжать их одновременно одним напряжением. Отличие напряжения более 10 мВ между ячейками указывает на нестабильность батареи и опасность ее использования;
- для предотвращения последствий возгорания LiPo-аккумуляторов при зарядке, разрядке или хранении полностью заряженных элементов всегда используйте огнестойкий ящик или сумку. Причина этой достаточно редкой проблемы — внутреннее короткое замыкание, которое невозможно предвидеть. Поэтому не рекомендуется использовать транспортировочный кейс для хранения батарей. Ведь он сделан из пластика, который хорошо горит. Не оставляйте без присмотра заряжающийся аккумулятор, всегда держите наготове огнетушитель класса D;
- напряжение каждой ячейки должно быть не более 4,2 В. Запрещается заряд на более высокие параметры;
- для нормальной работы не допускайте падение напряжения ниже 3,2 В на ячейку. Это ведет к непоправимой порче элементов;
- не храните батареи с полной зарядкой более трех дней. При отмене полетов надо разрядить их до 3,8 В на ячейку и оставить до следующей подзарядки;
- всегда хранить аккумуляторы при комнатной температуре. Необходимо помнить, что нагрев снижает время их жизни;
- литий-полимерные элементы плохо работают при холодной погоде. Чем ниже температура, тем короче по времени будет полет. При минус 10 °С и ниже лучше совсем отказаться от работы: батарея может разрядиться внезапно, без предупреждения, даже такая интеллектуальная, как у квадрокоптера SJRC S20W.
Очистка силовых установок
После полетов необходимо проводить чистку моторов от пыли, влаги и грязи струей сжатого воздуха. Это позволит исключить нештатные ситуации с заклиниванием двигателя скопившимися частицами мусора.
Наиболее опасно попадание влаги внутрь подшипников, например после падения дрона в воду или при полетах в дождливую погоду. Дело в том, что работающий двигатель может нагреваться до температуры 60 °С. Когда он остывает, влага всасывается в подшипники. А после попадания в них воды мотор нельзя включать ввиду опасности поломки по двум причинам.
Во-первых, вода выдавливает из подшипника смазку. Другая причина — возникновение кавитации при высокоскоростном движении шариков внутри обоймы, заполненной водой. Два этих фактора способствуют быстрому износу подшипника. Чистка и смазка уже не помогут.
Если электропривод после попадания влаги в подшипники не включался, то их вываривают в консистентной смазке для скоростных подшипников с целью удаления воды.
Проверка пропеллеров
Лопасти воздушного винта создают подъемную силу, которая держит и перемещает аппарат в воздухе. Они вращаются с высокой скоростью и тщательно сбалансированы для исключения вибраций. Любые повреждения поверхности лопасти (сколы, трещины, деформации), особенно на передней кромке, приводят к нарушению аэродинамических характеристик пропеллера и балансировки. Такой винт подлежит немедленной замене.
Наиболее часто дефекты на лопастях появляются после падения квадрокоптера или его столкновения с твердым предметом. Налет на поверхности пропеллера, снижающий его эффективность, может появиться из-за насекомых.
Послеполетная чистка
Обнаружить повреждения возможно только на чистом аппарате. Кроме того, грязь на некоторых узлах может привести к аварии беспилотника. Поэтому после полетов проводят обязательную чистку дрона с осмотром.
Моторы обрабатывают сжатым воздухом и мягкой щеткой. Корпус и пульт управления протирают микрофиброй с использованием изопропилового спирта.
Ремонт квадрокоптеров
При отсутствии технического обслуживания, неправильной транспортировке и эксплуатации дрон может получить повреждения вследствие ударов при падении, столкновений с предметами, попадания в воду, под дождь и т. д. Причиной поломки также может явиться физический износ узлов аппарата.
Диагностику и восстановление квадрокоптеров правильнее выполнять в центрах обслуживания. Некоторые виды мелкого ремонта, которые можно провести самостоятельно, описаны ниже.
Ремонт коллекторного электродвигателя
Высокие обороты способствуют быстрой выработке ресурса мотора. Наиболее слабые элементы конструкции коллекторных двигателей — шестерни и втулки.
Они изготовлены из пластика, и зубья стираются уже после трех месяцев постоянной работы.
Решение проблемы — установка нового двигателя либо замена шестеренок и втулок. Ремонтные комплекты продаются в двух вариантах. Первый — шестерни и втулки отдельно, второй — двигатель в сборе.
При замене мотора надо учитывать, что направление вращения роторов разное, элементы отличаются по цвету проводов.
Ремонт лучей
Трещины, сколы и даже перелом лучей рамы ремонтируют, используя 30-минутный эпоксидный клей. Его наносят на части луча. После соединения их временно фиксируют клеевым пистолетом, пока происходит затвердевание. Такая технология была опробована любителем на дроне Eachine Racer 250.
Балансировка пропеллеров
Плохо отбалансированные винты в полете вызывают вибрацию. Она негативно сказывается на качестве снимков и разрушает аппарат. Самостоятельно устраняют вибрацию с помощью балансира.
Простейший вариант — ось, установленная на двух опорах. Ее надевают на пропеллер. Сбалансированный винт занимает горизонтальное положение. Если одна из частей поднимется вверх, значит, равновесие лопастей нарушено. Для балансировки подтачивают наждачной бумагой более тяжелую нижнюю часть пропеллера.