Сегодня купить радиоуправляемый самолёт, автомобиль, катер может абсолютно любой. Цена на такие игрушки доступна, а их разнообразие позволяет выбрать все, что только угодно. В управлении тоже особых сложностей нет благодаря интуитивно понятному пульту ДУ. Справится с ним и новичок, и опытный пилот. Возраст при этом тоже никакой роли не играет. Автомодельный спорт покорил не только детей, но и взрослых со всего мира.
Тем не менее радиоуправляемые модели для большинства остаются развлечением, да и созданы они в первую очередь для удовольствия и радости. В этой статье проследим их путь до того момента, когда они стали легкодоступным хобби.
Кто первый?
Радиоуправляемые модели появились в конце 40-х годов прошлого столетия силами группы энтузиастов. И поначалу они были небольшими и во многом неказистыми, компактный калильный мотор не мог похвастать ни мощностью, ни надежностью. Поскольку возможности были значительно ограничены, запускать такие аппараты можно было только по кругу при помощи корда.
Но затем появились и слотовые модели. В отличие от кордовых, они комплектовались ДВС и нуждались в постройке специальной трассы с линией рельсов, по которым и двигалась та самая машинка. Уже на тот момент начали проводиться соревнования.
И только в середине 1950-х стала появляться настоящая радиоуправляемая техника. Но сам принцип радиоуправления несколько отличался от того, который используется сегодня. В то время под ним подразумевалось «включить/выключить», а возможность поворачивать и вовсе не была предусмотрена. Поворот колес был изобретен спустя десятилетие. И с этого момента стали пытаться поставить выпуск моделей на конвейер.
Развлечение как бизнес
Середина 1960-х стала наиболее интересной для любителей автомодельного спорта. Ведь сразу несколько компаний заявили о серийном производстве техники на радиоуправлении. Сначала это была Elettronica Giocattoli и ее первая машина Ferrari 250LM в масштабе 1:12. Но на деле управление было дистанционным за счет проводного соединения. Затем попытку сделала английская фирма Mardave. И именно благодаря ее стараниям в магазинах стали продаваться модели с бензиновыми ДВС.
А дальше пошло по накатанной, причем многие из предприятий, начавших в 1970-х годах, успешно продолжают выпускать радиоуправляемые модели и сегодня. Примером может служить все та же Mardave или Kyosho.
Активное развитие отрасли привело к появлению многочисленных линеек и классификации техники:
- были выпущены модели класса Pan Car;
- с 1984 года благодаря стараниям корпорации Associated Electrics автолюбители могли приобрести электрический радиоуправляемый внедорожник;
- в 1986 году английская компания Schumacher Racing представила новинку — багги Competition All Terrain, который и сегодня можно встретить благодаря все тем же коллекционерам и энтузиастам.
Все чаще стали проводиться и соревнования. Первый национальный чемпионат в США организовала ассоциация ROAR в 1968 году, а спустя три года он прошел уже в Великобритании.
В 1990-х лидерами стали две компании — Team Losi и Team Associated. По сути, они контролировали весь американский рынок радиоуправляемых моделей. Но пока эти два гиганта состязались между собой за публику, в Европе все более востребованной становилась техника Schumacher Racing.
Яркими же представителями этого времени можно считать две модели — монстр-трак 2WD Stampede от Traxxas и машину Super F1 японского бренда HPI.
Современность
Сегодня новая радиоуправляемая техника больше не является новостью мирового масштаба. Практически каждая крупная корпорация ежегодно представляет таковую. Поэтому уследить за всеми новинками порой просто невозможно. При этом усовершенствовались и техническая сторона, и дизайн моделей. Новейшие разработки, инновационные технологии и растущая изобретательность продолжают удивлять покупателей. Поэтому не исключено, что в ближайшем будущем на рынке появятся летающие кабриолеты и подводные монстры. Сфера не стоит на месте, и ее динамика вряд ли спадет в ближайшие десятилетия.