Подготовленный Минтрансом документ предполагает внесение изменений, которые избавят авиамодели и малые беспилотники от государственной регистрации и сертификации. Предлагается откорректировать воздушный кодекс РФ таким образом, чтобы послабления коснулись беспилотных авиационных систем, взлетная масса которых не превышает 30 кг. Именно об этом министерство транспорта просили члены профессионального сообщества авиамоделистов и разработчиков беспилотников.
Вариант с послаблениями для летательных аппаратов, весящих меньше 30 кг, уже обсуждался в прошлом году при принятии изменений в ВК РФ, касающихся БАС. Однако в ходе согласования с силовыми структурами наибольшая масса беспилотников, эксплуатация которых будет проходить по облегченным правилам, была снижена до 250 г. Получается, что даже детские авиамодели, предназначенные для запусков во дворе, требуют оформления сертификата летной годности в качестве настоящих воздушных судов.
Ужесточение положений Воздушного кодекса вызвало недовольство авиамоделистов и производителей беспилотников. Они начали говорить о скорой кончине развивающейся отрасли. Объясняется это тем, что процедура, по которой должны регистрироваться и сертифицироваться малые БАС, не разработана. Более того, не сформированы органы, которые будут исполнять подобные функции.
Воздушный кодекс в новой редакции начал работать 30 марта текущего года. Прошло всего две недели, и Минтранс передал Федерации авиамодельного спорта проект новых поправок в этот документ. Они должны нивелировать введенные ранее ужесточения. Такая оперативность объясняется тем, что профессиональное сообщество смогло быстро донести до Андрея Белоусова, являющегося помощником президента, опасность для отрасли новых норм. Авиамоделисты и разработчики беспилотников объединены в группу AeroNet, которая работает в рамках президентской программы «Национальная технологическая инициатива». Белоусов как раз является куратором НТИ. При его содействии о назревшей проблеме проинформировали Владимира Путина.
Президент посчитал аргументы производителей весомыми и дал поручение о поиске компромисса. Здесь подразумевается, что требования силовиков, желающих контролировать область БАС с точки зрения безопасности, должны выполняться. Пока беспилотники не используются для совершения терактов, однако технологически такая возможность имеется.
Президиум Федерации авиамодельного спорта России, по словам его члена Глеба Бабинцева, предложил силовикам свой вариант решения проблемы безопасности. В соответствии с ним, каждый беспилотник обязательно комплектуется модулем, с помощью которого диспетчер постоянно отслеживает его местонахождение и в случае необходимости прерывает полет.
Бабинцев пояснил, что пока не определено, по какой технологии будет реализовываться данная схема. В текущем году ФАСР собирается усиленно работать в этом направлении. В настоящее время в авиации происходит активное внедрение технологии АЗН-В, то есть автоматического зависимого наблюдения-вещания. Воздушное судно оборудуется специальным транспондером и на протяжении полета передает всем координаты своего местоположения и другие данные. В том числе, окружающие получают информацию о его курсе, высоте, горизонтальной и вертикальной скорости. Подобная технология предлагается и для оснащения беспилотников.
Согласованные предложения, сформированные авиамодельным и беспилотным сообществом, были направлены в Минтранс 13 апреля. Рекомендации ФАСР значительно более объемные, чем те, которые были составлены самим министерством транспорта. В том числе, Федерация предлагает расширение и четкое прописывание полномочий, которые накладываются на командира и пилота БАС. Впрочем, основной вектор предложений остается все тем же, что и в поправках Минтранса в ВК.