Как научиться управлять радиоуправляемым самолетом

Радиоуправляемый самолет — одно из самых популярных хобби в мире. Но когда заветная коробка с моделью уже в руках, у владельца вдруг наступает ступор. Страшно лишиться долгожданной игрушки из-за того, что не умеешь ею управлять. В этой статье расскажем об особенностях пилотирования радиоуправляемых самолетов.

Насколько это легко

Сразу предупредим, что управление БПЛА (беспилотным летательным аппаратом) — непростое дело. Даже если до этого приходилось водить настоящий автомобиль или его радиоуправляемый аналог. Пилотирование БПЛА требует не только определенной сноровки, но и знаний, опыта. Самое сложное, как и у настоящего самолета, — взлет и посадка. Редко когда первый полет обходится без происшествий. Самое легкое из них — погнутый винт или сломанное шасси.

Как научиться управлять радиоуправляемым самолетом

С одной стороны, это просто, с другой — сложно. В помощь новичку — авиасимулятор, инструкция или помощь опытного друга, ну и реальные полеты.

Авиасимулятор

Его рекомендуется освоить в первую очередь. Нужно налетать достаточное количество часов. Моделью управлять не менее сложно, чем настоящим самолетом. Здесь все решают секунды, если не их доли. Правильное решение нужно принимать моментально, а движения рук должны быть доведены до автоматизма.

Среди бесплатных авиасимуляторов стоит выделить:

  • DCS World Steam Edition;
  • X-Plane 11;
  • YSFLight.

Хорошие платные симуляторы:

  • Microsoft Flight Simulator;
  • «Ас боевой VII» (не чистая авиасимуляция, а игра с воздушным боем).

Также существует масса других авиасимуляторов. Выбирайте тот, что максимально приближен к реальности. Переходить к экспериментам с реальной моделью рекомендуется только тогда, когда не менее 40 взлетов/посадок на авиасимуляторе прошло без происшествий.

В программе рекомендуется выставить модель, наиболее близкую к оригинальной, а также подходящие погодные условия и местность. Если заниматься регулярно, авиасимулятор научит:

  • на автомате управлять стиками радиопередатчика;
  • быстро реагировать на внештатные ситуации;
  • управлять машиной строго параллельно земле.

Как только все перечисленное начало получаться на автомате, можно переходить к работе с реальной моделью.

Изучаем инструкцию или просим помочь друга

Если опытного пилота БПЛА в друзьях нет, делаем следующее:

  1. Проверяем свой радиоуправляемый самолет. Все его элементы должны быть закреплены максимально прочно. Если что-то где-то люфтит, катастрофы не избежать.
  2. Проверяем радиоуправление и дальность радиопередачи. Для этого нужно убрать антенну передатчика, взять ПДУ и медленно удаляться от модели. Как только ее рули хаотично задвигаются, запомните расстояние. Нормальным считается 25–30 метров.
  3. Проверьте модель в воздухе. Лучшим днем для этого будет солнечный, с небольшим ветром. Запустите самолет с руки. Для этого встаньте против ветра и отправьте модель в полет, как планер. Наблюдайте за полетом. Самолет должен лететь параллельно горизонту. Допускается небольшой крен (до 10°). В этом случае модель благополучно приземлится самостоятельно. Если самолет зароется носом в землю, придется отрегулировать некоторые настройки и запустить модель с руки снова.

Как только самолет будет уверенно держаться в воздухе и плавно приземляться, можно переходить к пилотируемым полетам.

Реальный полет

Условия для удачного пилотирования. Солнечный день с легким ветром. Поблизости не должно быть линий электропередач, построек, кустарников и деревьев. Лучше всего производить первый запуск на природе — хорошо, если самолет будет взлетать и приземляться с травы, а не с асфальтового покрытия.

План полета. Продумывается все до мельчайших деталей: дальность, развороты, возвращение, место посадки. Не рекомендуется сажать самолет себе в лицо. Важно все время находиться с ним как бы в движении — по ходу следования, наблюдая за происходящим словно из кабины. Расстояние до модели — не менее 5 м. Взлет и посадка производятся против ветра.

Важно. Перед самым первым полетом рекомендуется провести обкатку двигателя.

Примерный план полета для тех, кто запускаете свою модель в воздух впервые:

  1. Взлет и горизонтальный полет.
  2. Разворот на 180 градусов, горизонтальный полет.
  3. Еще один такой же разворот, проведение модели мимо себя.

«Катать» модель по такой траектории можно бесчетное количество раз — пока не разрядится аккумулятор. Важно довести все движения до автоматизма. Цель — научиться пилотировать БПЛА параллельно земле, разворачивать его и приземлять без происшествий.

Уже на этом этапе у владельца может возникнуть желание выполнить одну из фигур высшего пилотажа. Сдерживайте себя. Иначе самолет рискует свалиться вниз камнем. Навыков после первого пилотирования еще слишком мало.

Важно. Начинайте сажать самолет до того, как в баке закончится горючее. При хорошем покрытии ВПП первые посадки можно делать на избытке скорости.

Полезное упражнение. Планируете посадку БПЛА, но не сажаете его, а уходите на второй круг. Упражнение позволяет всего за несколько полетов «набить руку» на имитации посадок.

Важные подробности

Выбирая модель радиоуправляемого самолета, мы не задумываемся, подойдет ли она для обучения пилотированию и первого полета. Как правило, будущий владелец БПЛА опирается на эстетическую составляющую. Но для обучения понадобится простая модель:

  • с двухтактным двигателем достаточного объема;
  • с крыльями без сужения, с плоской нижней поверхностью и выраженным V-образным поперечным углом;
  • идеально, если это будет трехшассийный высокоплан;
  • удельная нагрузка на крыло — до 60 г на дм2;
  • при эксплуатации с травяного покрытия рекомендуются несколько более крупные колеса, чем обычно.

Современная промышленность выпускает учебные модели, специально предназначенные для освоения азов пилотирования БПЛА. Особое место среди них занимают самолеты производства U. S. AirCore. Их делают из пластикового гофрокартона, который выдерживает любые удары, — ему не страшны неудачные приземления. Но у таких моделей есть и существенный минус: у них гораздо хуже аэродинамика. Они тяжелее, к тому же постоянно меняют свою форму. Приноровиться к их управлению трудно. Зато, когда все азы будут освоены, справиться с пилотированием БПЛА другого производителя будет гораздо проще.

▲ Вверх